Риски разработки. Поэтапный запуск сайта. Беседы в пути

Под каждую задачу – свой сайт. Оценить стоимость создания можно только тогда, когда ты понимаешь задачу. Например, клиент просит сделать сайт-визитку, но впоследствии выясняется, что есть небольшой каталог, а в каталоге двенадцать брендов, и в каждом из них разное количество товаров. Клиент ожидает услышать, что изготовление его сайта будет стоить 30 тысяч, а выясняется, что он будет стоить 170, 270 или 700 тысяч.

Мы столкнулись с такой историей. Большая компания, находящаяся в Краснодаре, обратилась в веб-студию с просьбой сделать сайт. Задача была следующая: есть сайт на английском языке, и нужно было создать копию сайта – что-то заново отрисовать и заполнить на русском языке. Дизайн один в один. Но, похоже, веб-студия, сорвала сроки, либо задача была недооценена, либо они не знали, как это делать, и только впоследствии осознали весь объем работ в действительности. Нам прислали техническое задание на восьми листах, с двух сторон, мелким текстом, где очень много пунктов и функционала. Была озвучена цифра в 100 тысяч, но это стоит 700 тысяч рублей. Если сдавать срочно, то это стоит еще дороже. Каждая работа стоит своих денег.

Возможен риск, если компания не имеет опыта в решении подобных задач. Очень специфический функционал, и он изначально отсутствует. Здесь не имеет значение – WordPress, Joomla, Drupal или «Битрикс». Клиент хочет добавить фильтр двойного уровня (фильтрация клиентов, партнеров, сотрудников) с возможностью самому добавлять поля для фильтра, и все это должно быть адаптивно.

Я оцениваю каждый проект. Зачастую мы выполняем работу, которую раньше не делали, но не больше 30% от проекта. Это означает, что на 70% я уверен, что мы это сделаем. Я также знаю, что мы это сделаем быстрее, чем делали в прошлый раз. Это «новое» заключает в себе рост компании, образование сотрудников, освоение новых технологий.

В договоре есть такой пункт – «тестирование». Он, как правило, является тем буфером, который сохраняет этап согласований, ведь зачастую мы имеем проблему в согласованиях и предоставлении данных со стороны клиента. Иногда дизайнер готов рисовать, я ему дал структуру, все подготовил, а клиент не может предоставить фотографии. Или, допустим, мы нарисовали дизайн, а его нужно согласовывать, и на это может уйти день, а, возможно, и неделя. Получается так: по договору согласование должно происходить в течение трех дней, а по факту – семь дней. В результате идет сдвиг договора.

Каждый проект можно запускать по частям. Если я пропишу в договоре: «Дизайн – два месяца; разработка – два месяца, тестирование – два месяца», – то в целом это будет составлять шесть месяцев, и этот договор никто не подпишет. Если мы напишем: «Дизайн – месяц, верстка и интегрирование – полтора месяца, тестирование – две недели», – в итоге получится 4 месяца. Но с точки зрения разработки это всего лишь два с половиной месяца.

Запуск – поэтапный. Сначала делаем лендинг. Сайт представляет собой одну главную страницу, но он работает, запущена контекстная реклама, и она уже привлекает клиентов. Потом делаем еще три лендинга. Через какое-то время начинаем писать статьи, добавлять интернет-магазин, мобильную версию. В результате сам сайт запускается уже через три недели, дает звонки и привлекает клиентов, вызывает доверие, рассказывает о бизнесе. Полноценно сайт начинает работать через четыре месяца.

Однажды у нас стояла задача разработать абсолютно новый сайт. Срок разработки занимает четыре месяца. На тот момент у клиента был старый сайт. Он попросил его модернизировать, сделать новый шаблон, улучшить все внутренние параметры, чтобы в течение четырех месяцев, необходимых для разработки нового, его прежний сайт продолжал работать, но был лучше имеющегося.